Последние годы переоборудование грузовых микроавтобусов в пассажирские становится все более и более популярным. Многие владельцы свежепригнанных "грузовиков" задумываются о дополнительной шумоизоляции кузова и кабины перед непосредственно переделкой в пассажирский. В этой статье я бы хотел помочь с выбором материалов, практически не касаясь аспектов непосредственно переоборудования, хотя в этой области мы можем предложить ряд своих ноу-хау для людей, которые думают не только о цене переделки, а еще и уделяют внимание комфорту и безопасности своего транспортного средства.

Для начала стоит определиться, подвергать ли шумоизоляции весь кузов автомобиля или ограничиться грузовым отсеком. С одной стороны, кабина действительно имеет заводское ковровое покрытие, имеющее всегда отличный шумопоглощающий эффект. Полноценные пластиковые дверные карты действительно вносят свой вклад в дело общей шумоизоляции. Однако, давайте помнить о том, что грузовой микроавтобус (равно как и пассажирский на его базе) все равно невыгодно отличаются от обычных легковых автомобилей подобных размеров, если говорить об уровне шума в движении. Большие массивы незадемпфированного металла рождают сильные структурные шумы и справиться с этим ни последующая обклейка тканью металлические поверхностей (а также обтяжка тканью вставок боковин из ДСП), ни толстая фанера с ковром на днище не в состоянии. Хотя именно фанера - отличный отражатель и по этому параметру переоборудованный грузовой автомобиль будет выгодно отличаться от своего родственника - заводского пассажира с мягким ковром на днище. Именно потому стоит пытаться добиться максимального улучшения ситуации с шумом внутри, посколько при длительных семейных поездках (а ведь автомобили часто приобретают с расчетом на подобную эксплуатацию) акустический комфорт пассажиров если не выходит на первый план, то является одним из решающих факторов. В общем, без обработки кабины эффект не будет полным.

Многие предпочитают решать вопрос бюджетно и "в комплексе". Ведь переоборудование в Бердичеве, в Белой Церкви и др. "мировых" центрах переоборудования микроавтобусов подразумевает и доп. шумоизоляцию. Мы несколько раз пытались работать с представителями этой индустрии (ни для кого не секрет, что мы занимаемся не только инсталляцией, а и оптово-розничной торговлей материалами в достаточно крупных размерах), но эти попытки разбиваются о желание "клиентов" купить "самое дешевое, что у вас есть". У них там конкуренция серьезная и, раз предложение комплексное, редко кто-то будет анализировать именно часть, касающуюся шумоизоляцию. Мол, наклеили что-то и уже хорошо. Тем более. дешево :). В общем, найти "по месту" качественные материалы будет просто проблематично. Тем более, есть возможность купить их у нас с помощью в подборе, с консультациями по применению, с бесплатной доставкой "Новой почтой" по Украине, оперативно (склад свой и всегда полон), а также по весьма выгодной цене (расход материалов на микроавтобус несколько превышает традиционные расходы на легковой автомобиль, а потому такая покупка легко квалифицируется как оптовая :). Ну и перед поездкой на переоборудование можно посетить нашу мастерскую для "укладки" купленного комплекта материалов. Оперативно, профессионально и недорого - ведь арматурные работы проводятся только по кабине, повсюду голый металл. В этом случае также не будет сомнений в соответствии технологии укладки заводским рекомендациям производителя материалов, что способно оказывать сильное влияние на эффективность.

Итак, при подборе материалов мы будет руководствоваться следующими изысканиями:

  • Толщина металла стенки моторного отсека, днища, задних арок значительно превышает толщину металла крыши, филенок дверей, каркаса дверей, боковин кузова. Чем меньше толщина виброизоляционного материала, тем сложнее ему реализовать даже заявленный КМП на толстом металле.
  • Слишком сильное утяжеление некоторых частей кузова (сдвижные двери, передние двери, задняя дверь) может приводить к усиленному износу замков и петель, не увеличивая эффект настолько же сильно.
  • Адгезионные свойства материалов сильно меняются в зависимости от температуры и влажности среды. К сожалению, редкие "позиции" шумопоглотителей/шумоотражателей способны без дополнительных мер фиксации удержаться, например, на крыше или на наружных филенках передних дверей.
  • Использование фанеры на полу грузового отсека (равно как и штатное формованное шумоизоляционное покрытие пола кабины большинства микроавтобусов) означает, на мой взгляд, бесполезность укладки второго слоя шумоотражателя/шумопоглотителя на эти зоны. Отражающие (поглощающие) свойства материала толщиной 3-4 мм крайне малы. А поднимать пол еще на пару сантиметров согласиться не каждый. Да и проблемы с креплением сидений вполне могут возникнуть.

Перейдем непосредственно к подбору по зонам - сначала виброизоляция:

Стенка моторного отсека (доступна полностью лишь при замене, например, печки и проводки), днище кабины и салона, задние арки со стороны грузового отсека - рекомендую обратить внимание на следующие позиции: Шумофф-М3 (в бюджетном случае), Шумофф-М4 (самый эффективный из представленных на рынке виброизоляционных материалов, не требующих нагрева при укладке), Шумофф-МиксФ (многочисленные тесты показывают абсолютно превосходство на любыми виброизоляционные материалами конкурентов. Но этот материал не слишком эластичен и потому требует нагрева при укладке). За счет небольшого размера листов (0,27 м на 0,37 м) перечисленные позиции укладываются на сложный рельеф днища еще проще (после закатки материал должен повторять рельеф поверхности, хотя выштамповка на фольге должна частично сохраниться - это гарантирует улучшение эффективности при равной толщины материала).

Филенки дверей, филенки боковин кузова, включая сдвижную дверь, заднюю дверь (или задние двери) - тут уже имеет смысл использовать легкий Шумофф-М2 (размер листа 0,27 м на 0,37 м) для зон, которые нежелательно сильно утяжелять (двери), и для боковин, впрочем, тоже - в бюджетных вариантах. В серьезных программах для боковин кузова можно смело переходить на Шумофф-М3.

Площади под картами передних дверей (вне зависимости от того, о цельной каркасной детали мы говорим, либо о "классическом" каркасе с технологическими отверстиями) - Шумофф-М2. Использование более тяжелых материалов возможно, на мой взгляд, лишь при серьезной аудиоподготовке. Если штатная деталь шумоизоляции под картой нормально сохранилась, то ее логично продолжить использовать уже в качестве второго слоя поверх виброизоляции - речь идет о дверях с технологическими отверстиями. Также при серьезной аудиоподготовке таких дверей и, соответственно, предстоящей работе мидбаса на объем двери рекомендуется перекрыть технологические отверстия толстой фольгой - например, Ultimate Strong Plus (размер листа 0,75 м на 0,5 м), что еще лучше удержит внутри объема двери звуковые волны, излучаемые обратной поверхностью диффузора динамика. Виброизоляцию под карту следует клеить по всей площади, включая и металл каркаса, и фольгу.

Крыша - нельзя считать основной зоной, но, тем не менее, ее ролью в достижении оптимального результата трудно пренебречь. Причем помимо того, что мы говорим о практически ровной мембране большой площади, это еще и чуть ли не главный теплообменник. В качестве слоя виброизоляционного материала подойдут и Шумофф-М2, и Шумофф-М3, если бюджет позволит.

Внутренние ребра и пр. - нельзя считать серьезно влияющими на общую картину, а потому оклейку если и вести, то только локально (30-40% площади - не более). В случае предстоящей оклейки поверхности тканью наличие виброизоляции может помешать этому с т. з. эстетики и потому в этом случае демпфированием, на мой взгляд, вполне разумно пренебречь.

Пластик - мы говорим либо о дверных картах и некоторых других съемных пластиковых деталях кабины, либо обо всем салонном пластике, если планируется установка заводского салона/пластика. С целью минимизации дребезга пластиковых деталей и, соответственно, серьезного "вклада" в дело последующей борьбы с салонными скрипами рекомендую локальную виброизоляцию. Можно использовать либо все тот же Шумофф-М2, либо еще более легкий и бюджетный Ultimate-A1 с толщиной рабочего слоя 1,5 мм (размер листа 0,75 м на 0,5 м).

Перейдем к подбору шумоизоляционных материалов.

Тут уже не стоит настолько сильно обдумывать варианты, поскольку, во-первых, в общей картине роль именно шумопоглотителей (я настаиваю, что более-менее "внятный" эффект достигается лишь использованием поглотителей, т. е. материалов с открытоячеистой структурой) на фоне роли виброизоляционных материалов крайне невелика, а, во-вторых, на рынке не слишком много материалов удовлятворят требованиям адгезии к поверхностям, температура которых может меняться в весьма широких пределах. По сути мы говорим о возможности использования на крыше и "по периметру" кузова шумопоглотителей с пирамидальной структурой поглощающей поверхности - т. н. Шумофф Герметон-А15 (А15Л - в латексной пленке, защищающей от намокания) и Герметон-А30 (материал такой толщины можно использовать лишь по периметру кузова, кроме филенок передних дверей - из-за повышенной гигроскопичности материала) (размеры листов материала 0,75 м на 1 м). Площадь поглощающей поверхности у таких материалов значительно превышает геометрическую площадь, а большая толщина позволяет говорить также об отличных теплоизоляционных свойствах. Однако, стоимость этих материалов, честно говоря, очень велика - особенно, учитывая роль шумоизоляционных материалов в целом. Потому, в первую очередь, рекомендую обратить внимание на популярные металлизированные шумопоглотители на основе вспененного каучука (не путать с пенополиэтиленами вроде Изолона/Сплэна). Мы продаем их под брендом Ultimate Soft и в ассортименте есть материалы толщиной 6 мм и 10 мм (размер листа 0,75 м на 0,5 м). Металлизированное покрытие улучшает теплоизоляционные свойства и позволяет принять дополнительные меры по улучшению адгезии к поверхности. В ассортименте Шумофф есть абсолютно аналогичные позиции Комфорт (толщиной 6 и 10 мм), которые от описанных Soft-ов отличаются фактически исключительно качество адегзионного слоя (равно как и его влагостойкостью, что допускает применение даже на участках, где традиционно много влаги и конденсата…).

Кроме того, в качестве шумопоглотителей непосредственно на пластиковых деталях по всей площади (скорее, речь только о картах передних дверей) можно использовать легкосжимаемые (и, соответственно, заполняющие весь объем) Ultimate Sound Absorber толщиной 5 или 10 мм. Кстати, более тонкая версия Sound Absorber 5 мм используется нами и как прокладочный материал для стыков пластиковых деталей друг с другом и с металлом (а также составных частей пластиковых деталей). В качестве альтернативных материалов из ассортимента Шумофф можно рассматривать Герметон толщиной 7 мм - структура поглощающих ячеек этого материала несколько отлична от Absorber-а, что позволяет говорить о несколько большей эффективности при сравнимой толщине (правда, дороже…).

Мы всегда будем рады помочь в подборе материалов и осуществлении работ силами наших специалистов.

 

Назад к списку записей